АВТОР ТЕКСТОВ

Статьи

Победа Христа

Кто найдёт дорогу к храму?

Бывают вещи, с той или иной степенью вероятности, предсказуемые. Не надо обладать особым даром, чтобы их предвидеть. Достаточно обратить внимание на предпосылки - тогда станет яснее, что создаётся прямо здесь и сейчас. Возможен некий прогноз.

- - - - - -

729553

Зимний пейзаж с часовней


Бывают феномены. Такие явления, которые практически не поддаются прогнозу, но, тем не менее, происходят. К числу феноменов я отношу победу Христа - прежде всего, в душе человека. Христос всегда побеждает. Однако у человека огромное количество шансов свернуть в другую сторону. Возможностей, во-первых, много, во-вторых, по-человечески они обычно более понятны и приемлемы. Так,  победа Христа - всегда феномен. Вероятность Его победы близка к нулю, но всё-таки она свершается. Вопреки предпосылкам. Вопреки  логическим объяснениям. Такой выбор  оказывается, в результате, самым разумным; но поначалу кажется самым глупым.

Много дорог без Христа. Особенно сейчас, в современном, открытом, достаточно свободном мире. Почти все эти дороги привлекательней христианства.

Можно, конечно, с детства воспитать человека в православной вере. Создать предпосылки для появления зрелого христианина. Но появится ли он? Даже если родители -  умелые и тактичные педагоги (что, к слову, бывает не так уж часто). Даже если их личный пример заслуживает подражания. Какая вероятность того, что подросший ребёнок будет по-настоящему жить верой? А не станет лишь формально следовать традиции. Или вырастет православный карьерист. Не потому, что его плохо воспитали, а из-за того, что по своей природе и личностному складу человек не склонен к метафизике. Все слова о вере долетали до его ушей, но не касались сердца. Или, достигнув сознательного возраста, молодой человек не переосмыслит то, чему учили в детстве, и, в итоге, не отвергнет? 

История как будто бы ничему не учит - ошибок не признают, уроков не извлекают. Однако исторический опыт  подтверждал неоднократно, что атмосфера стерильности  не спасает. Герметичный сосуд не гарантирует победы Христа в сердце. Заткни все идейные дыры - так, чтобы никакая крамола к нам  не проникла. Лиши выбора. Преврати в государственную идеологию то, что раньше было, с одной стороны, живой верой и, с другой стороны, поводом для сомнений.  Тогда все станут несомненными верующими. Некоторые - по убеждению и искренне. Другие - потому, что иное не доступно.  Многие - по инерции. В подходящий исторический момент найдётся кто-нибудь, кто раскупорит  загерметизированный сосуд. Или сосуд сам даст трещину. Тогда  верующие, за редким исключением,  разбегутся, кто куда. Но это исключение будет при любом политическом устройстве, при любой системе! 

Сейчас никого не удивит обращение атеиста к вере. Вопросом остаётся, во что именно уверует человек. Ощущение тонкого мира, в той или иной мере, людям присуще. Но само по себе  метафизическое чувство совсем не обязательно приведёт к Христу. Склонность к метафизике может привести к тонкому пониманию материализма или к современной версии язычества.

Огромное  количество шансов на  выбор, альтернативный христианству.  Это не только другие религии, но и разнообразные эзотерические, оккультные, астрологические и др. ответвления мысли. Все они, в различных ключах, повествуют о божественном и тонких планах бытия. Дело даже не в том, что этих течений много, а в том, что они интуитивно понятны.  Они просты для восприятия. Эти идейные, философские, психолого-коммерческие течения  ориентированы на потребителя. Они предлагают простые и понятные модели бытия и места в нём человека. Теории и практики сулят выгоду, и приносят её. Обычно эти системы включают пошаговые технологии достижения утилитарных и духовных целей -  различные упражнения, медитации и т. п. В этом тоже секрет их привлекательности - в неразрывной взаимосвязи духовного с материальным.

Очисти карму - и будешь богатым. "Богатство" от слова "бог". Значит, стать богатым - это заодно и приобщиться к духовному, и жизненные проблемы решить. Неотразимый посыл. Всё логично. А если ещё и дополнить такое построение пошаговой практикой успеха от просветлённого учителя, тогда и цены ей нет!  

Христос никак не выдерживает конкуренции с этими учителями и их системами. Так, настоящее чудо - победа Христа. Любой человек, проходя свой земной путь, в какой-то момент жизни может увидеть в Небе звезду волхвов. Но последует ли  в её направлении? Да и по пути к заветной звезде каждый встретит много звёздочек. 

В целом, сколько людей постаралось, вольно или невольно, оттолкнуть от Христа? Наша православная церковь с её характерными педагогическими методами постаралась. Свободный и открытый мир дарит много приятных возможностей, отвлекающих от неразрешённых вопросов. Рынок всегда предлагает что-то  привлекательное - с человеческим лицом, а не со звериным оскалом; или что-нибудь экзотически-оккультное. И всё равно Христос побеждает. Это и есть чудо наших дней. Не очевидное с первого взгляда, но, в то же время, реальное. И, если уж Христос постучится в душу - душу человека Он перевернёт. 

 

Ценные зёрна под горами идейно-философского хлама

Идейно-философская волна 90-х принесла в Россию много нового. Пришло время собирать ценные зёрна - прежде всего, это авторы, которых в советское время не издавали, "неполиткорректная" музыка и живопись. Не только в сфере культуры и искусства, в жизни открылся и засеял разноцветными камушками  калейдоскоп  возможностей. Главное, появился шанс найти - пусть даже расчистить - свой путь. Польза работы ассенизатора также вскоре стала очевидна, потому что идейно-философский мусор производился в бешеном темпе и скапливался горами. 

- - - - - - - -

1289664

Храм Преподобного Сергия Радонежского,

г. Старый Оскол, Белгородская область.


 

Духовные организации расплодились, как грибы по осени - и, в основном, оказались поганками. Большую часть этих организаций учёные православные сектоведы отнесут потом к разряду сект или тоталитарных сект. И, в основном, окажутся правы. Но в 90-е ничего плохого о новых направлениях мысли  и духовной практики, как правило, ещё не знали. Они были в новинку. Интересны. Цепляли за душу, или за интеллект, или  за какие-то глубинные слои бессознательного. Традиционный православный путь представлялся косным и тусклым, он вдохновлял далеко не всех. Ещё и по этой причине не слушали православных "сектоедов". 

Некоторые организации предлагали альтернативное понимание Библии. Другие и вовсе - свой уникальный  путь, известный, конечно, ещё с древности, но вновь открытый их учителем. Все сектантские структуры опираются на признанные авторитеты. Это обрамление их эксклюзивной мудрости. 

Удивительно. Но очень редко адепты тайного знания преподносят своё учение или практику в таком ключе. Наш учитель был простым крестьянином (журналистом, бухгалтером, врачом, учёным...). Потом на него нашло просветление,  озарение, открылся особый дар. Тогда наш учитель стал проповедовать и исцелять. Нет. Если избран такой подход, то "их учитель" окажется или реинкарнацией кого-то из великий, или живым богом на земле. Но ни коем случае не действующим от себя лично.

Возможна несколько иная версия того же подхода. Наш учитель проповедовал и исцелял. Он вылечил много людей. Но потом учитель увидел, что люди не ценят бесплатное. Тогда он стал брать плату за исцеление и посвящение своих учеников. В таком случае, результаты "исцеления" постараются продемонстрировать максимально убедительно. Если же из неофита удаётся выманить достаточно большую сумму  за "исцеление" или "посвящение", то ему становится всё труднее признать, что отдал столько денег за ерунду. Даже тогда, когда результаты не  выдерживают уже никакой критики. Это известная ловушка. Тем не менее, она встречается и сейчас. 

Новоиспечённые духовные деятели 90-х всё-таки чаще опирались на стереотип. Это либо христианская традиция, либо восточная мудрость, либо -  сравнительное культурологическое исследование (как это свойственно теософам). Сектанты открывали свои церкви с христианской символикой, высосанные из пальца университеты, научные центры, философские школы и пр. Почему эти организации, большей частью, были идейным хламом, а не реализацией права на свободную мысль? Никакой свободы философского и духовного поиска они не предполагали изначально. Организации такого рода содержат сердцевину, в корне отличную от тех фасадов, которые видны публике. Речь идёт не о корпоративных тайнах, а о банальной лжи. Это то, что профессор В. Л. Махнач называл принципом разрешённости лжи в классических и неклассических антисистемах. 

Широко известен тезис теософов - все религии учат одному и тому же. Это давно  не тайна, никаких посвящений в неё не нужно. Но с таким посылом сравнительное исследование традиций теряет смысл. Что там исследовать? Главное уже и так понятно - все религии учат одному и тому же, все они - части некого единого откровения, переданного в мифические времена. Исследовать пыль веков, ворох истлевших бумаг - да кому это интересно..? Но "исследование" может служить ширмой. Это одна сторона. Другая сторона - что станет сердцевиной? Вот  "наш учитель", основатель "нашей школы" - он-то и поведал, "чему, на самом деле, учат религии". К постижению этой великой истины адепта проведут через все ступени посвящения, принятые в конкретной структуре, соблазняя атмосферой секретности его нюх, как куском сыра. А когда удостоверятся в том, что он свой человек и лоялен к секте, откроют великую истину. Вполне может оказаться, что учитель поведал  банальность, написанную в сотнях книг, или вовсе сказал ерунду. Но даже если адепт поймёт, что его обманули, мышеловка захлопнется. Человек настолько проникся сектантскими реалиями, своеобразной обрядовой практикой и даже специфическим языком, что все пути назад для него, если не отрезаны, то значительно затруднены.

Это типичный путь глубоко погружённого адепта внутри организаций, которые В,Л. Махнач обозначал как антисистемы. А в православном сектоведении более популярен стал термин - тоталитарные секты. Секты различаются по тематике, подбору целевой аудитории, способам миссионерства и ещё многим нюансам; но, в общем, похожи как близнецы-братья.  Самый ядовитый плод этого дерева -  на мой взгляд, не синкретические системы с попыткой соединения несоединимого, а та уродливая трансформация личности, которая  неизбежно ожидает адепта, посвятившего секте свою жизнь. Гнетущее чувство оставляет встреча с деревянным болванчиком или  злобным гномом, если того же самого человека в его досектантской жизни знаешь с лучших сторон. Со временем такая трансформация становится не то, чтобы необратимой, но, вероятно, человеку уже не по силам. А только Господу Богу. Тогда как для человека здесь  два пути - либо он отторгает лже-откровение от  учителя местного значения, либо бежит за куском сыра по новым и новым рядам мышеловок. 

Протестантские церкви, на мой вкус, скучноваты  в первом приближении. Видимо, они честней по сравнению с эзотерическим адептами, которые предлагают эксклюзивный духовный путь или объединяют религии. По крайней мере, не таят недоброй сердцевины. Уже большой плюс. Однако в богословии, в философском плане протестанты не слишком преуспели. Это  упрощенные и какие-то фанатичные трактовки, которые, в основной канве, вроде от более традиционных для христианства не отличаются. Но подаются с  маниакальным упрямством или подростковой догматичностью, не терпящей возражений. Впрочем, некоторые версии православия, в этом плане, не только ничем не лучше, но и гораздо хуже - в чём убедилась совсем недавно. Если за дело возьмётся какой-нибудь старец из леса, то он всем самым фанатичным протестантам фору даст.

Протестанты, по крайней мере, более человечны. Может быть, они своей общностью и сильны.  Не за тем приходишь в храм или на религиозное собрание, чтобы спеть песню, потанцевать и поесть пирожков.  И даже не ради общения. Но всё это тоже важно. Важно разделить радость веры, если она есть... Просто пообщаться с друзьями и единоверцами. А если это нечто большее - взаимопомощь, взаимовыручка или объединение семей верующих, то и, тем более - сила.

- - - - - - -

429697

Посидим, попьём чайку


Избыточно отечески-пастырская атмосфера, свойственная православию, не только не способствует, а, скорее, препятствует живому общению. А там, где приходские общины всё-таки складываются, периодически их зачем-то разрушают. 

Так, протестанты притягивают не философской глубиной и рафинированным богословием, а демократичностью и способностью к рациональным, практическим решениям жизненных задач.  

Победа Христа над альтернативной мудростью

574051

Мыслитель


Есть такая формула - зло творит добро. Иногда так происходит - это важная поправка! По Божьему промыслу, зло может творить добро. По-моему, это актуально для нашего времени. 

Всегда важно, что человек принимает, во что верует, чему или кому служит. Но в наше время не менее важно, что человек, по своей свободной воле, сумеет отторгнуть. 

Многое сказано о вреде антисистем (практически синоним тоталитарных сект). Однако больше как-то делался акцент на методах зомбирования, психологических манипуляций и вербовки в секты. Возможно, отсюда происходит миф о том, что в секты попадают люди потерянные, неустроенные или пережившие горе. Для них, конечно, тоже находится ниша. Однако в 90-е годы ситуация была обратной. Видимо, секты поглотили значительную часть самой активной и образованной молодёжи. Студенты и молодые специалисты строили "сектантскую карьеру", становясь проповедниками, миссионерами, педагогами и т. д. Только - в секте. 

Значение "методов зомбирования" я бы лично не стала преувеличивать. Многое зависит от того, зачем человек приходит не только в духовную, религиозную организацию, но и в любую другую сферу. Это относится и к православной церкви.

Все методы психологических манипуляций строятся на примитивных механизмах - в основном, это эксплуатация  эмоциональности; либо создаётся иллюзия решения обычных, вполне реальных, жизненных задач. Если же человек движим философским, духовным поиском, то психологическая манипуляция, не то, чтобы гарантированно не навредит. Манипуляции, конечно, никогда не полезны. Но не будет играть решающей роли.

Гораздо опасней беспочвенное, но красивое построение, о чём предупреждает В. Л. Махнач - особенно молодых людей.  Христианская догматика, допустим, представляется  примитивной, да ещё и парадоксально-противоречивой. А в какой-нибудь альтернативно-духовной структуре тайны бытия откроют. Вот что гораздо соблазнительней любых пирожков с плюшками. 

Впервые Евангелие коснулось моего сердца на лекции организации гностического круга (это был 1994 г.). Можно назвать её теософской - теософию считают версией гностицизма. Сама организация упоминания не стоит. Не потому, что это секрет, а потому, что много ей чести. Действительно, это тайные антихристиане, что в беседах об антисистемах подчёркивает В.Л. Махнач. Но философское построение весьма изящно. Согласно этой версии, Иисус Христос был адептом, великим посвящённым. Миссия его состояла в том, чтобы дать  духовный импульс в начале новой эры (на астрологическом языке - эры Рыб). Однако почва для Его прихода оказалась неподготовленной. И поэтому, в некотором смысле преждевремен - сам  приход Христа. Это стало причиной  невежественных интерпретаций и, в целом, искажения учения (прежде всего, со стороны отцов церкви). В философском построении фигурировала  теория кармы. Искупление грехов понималось в смысле - помощь в   "изживании кармы". Часть кармы Христос "переварил", взял на себя, чем облегчил ношу простому народу.  Распятия на кресте, согласно этой версии, не было. Вместо догмата об искуплении грехов на кресте фигурировала утончённая философская версия самого распятия. Да, и родился Иисус, согласно этой версии, так же, как и все остальные дети. В общем, был обычным человеком. Только потом стал посвящённым. Важно ещё и то, как была прочитана лекция. С какими воодушевлением. С очень христианскими акцентами. Можно назвать это  горением верой.   Или, скорее, это "горение знанием". Много ли батюшек так же горят верой, и при этом ещё и утончённые философы? Да единицы. Вот и пример такого красивого построения и по содержанию, и по форме. Здесь никаких методик манипуляции не надо. Настолько оно само говорит за себя. Красиво. Правдоподобно. Изящно. Есть даже ответ на христианскую критику - почему жертва Христа, в сочетании с теорией кармы, не бесполезна?

Такая интерпретация Евангелия - очень ловкая. Причём это ведь не предмет философского диспута, скорее, миссионерская проповедь.  Версия эта примечательна тем, что она крадёт всю содержательную сторону христианской веры - "бьёт" именно в ключевые точки. Иисус, получается, обычный человек. Распятия на кресте не было - соответственно, не было воскресения. Распятие - это что-то очень философское, определённое состояние души и сознания. Что, в общем, не совсем неправда. Это и состояние души тоже. Искупление грехов было, но оно "кармическое". По-человечески, такую версию принять проще - в ней меньше необъяснимого. И одновременно, меньше новизны. Воскресения никому из современников воочию наблюдать не приходилось - соответственно, в это трудно поверить. Впрочем, Фома неверующий жил и во времена Христа. Воспринимать себе подобного, тоже человека, поднявшегося до неких духовных высот -  проще, чем принять существование Бога во плоти. Однако, если христианин принимает такую версию пути Христа - можно сказать, он впадает в ересь, либо - перестаёт быть христианином. При этом, организация декларирует, что вероисповедания неважно для членства в её ней - это наглядный пример принципа разрешённости лжи.  

 Прочитанное мною, задолго до этой лекции, Евангелие не находило глубокого отклика. По крайней мере, не настолько, чтобы я начала Евангелием жить. Воспламенило философское построение, в соединении с формой подачи. С того момента я и стала в Евангелие вчитываться, обращаться к нему в сложных жизненных ситуациях.  Сейчас я всё это не считаю заслугой лектора. Скорее, в этом действие Божьего промысла. Ведь организация не ведёт к Христу, а, наоборот, стремится от Него увести. Но не только сектанты, с их настоящим учителем, который - отец лжи, забрасывают свои удочки. Христос - тоже. 

Интересно, что с Евангелием проясняется любая ситуация. Это свой эволюционный процесс. Синкретические построения -  горы идейного хлама. Эклектика эта беспомощна и нежизнеспособна - прежде всего потому, что ключевые постулаты разных религий, действительно, несоединимы. Это лишает адептов творческого импульса. Они не только и не придумывают ничего нового, и ничего не исследуют. Они способны лишь паразитировать на культуре и врать. Всё это выявляется. Красивую лекцию прочитать можно - но даже миссионерская форма подачи, и та заимствована у христиан. Если человек начнёт жить  Евангелием - в какой-то момент он обязательно обнаружит несовместимость с сектантами. Не впишется в их среду. Или почувствует какой-то не тот дух. Сектанты станут скучны, а учения их - тусклы. Так или иначе, произойдёт отторжение лжи, а затем  и мусорной среды, в целом. 

Вероятно, деструктивные объединения сами никуда не денутся.  Так и будут тлеть. Возможно, сейчас, а не в 90-е,  они даже ближе, чем кажется. А не замечаем мы их потому, что уже принимаем за норму "антисистемность". Однако, прежде чем действовать радикальными запретительными мерами, стоит задуматься о том, способна ли сейчас традиция дать то, что предлагают "альтернативные" мастера? Если нет, то лучше положиться на Божий промысел... Деятели "с левой стороны" похищают то, что дано Богом. Могут вот даже Евангелие похитить и попытаться его переделать на свой манер. Но всё похищенное возвращается к своему подлинному источнику. Это шанс и для человека. Столкнувшись с явной ложью и отторгая её, человек получает возможность узреть правду и настоящий Свет. 

Плюс к тому, философия, я думаю,перспективней по сравнению с отеческо-пастырским стилем несения веры,  привычным для православия.  Философия мысль будит. Человек мыслящий, постигая закономерности жизни, обретает свободу. Здесь много путей. Отстаивать догматы веры можно и с помощью философских аргументов. Те же гностические системы и ереси не тайна; но интересно то, что они "реинкарнируют" в истории, обретая  новые черты. Философское познание человека возвышает - в хорошем смысле этого слова. По крайней мере, напоминает о том, что наше призвание - это уж точно не гоняться за сыром в крысиных бегах. 

* * *

-------

20.10.2019

Теги философия Христос тоталитарные секты православие теософия В.Л. Махнач христианство секты гностицизм антисистемы
Обратная связь
Отправьте заявку на текст!
Контакты
Телефон: