АВТОР ТЕКСТОВ

Статьи

Каких людей мне давал Господь Бог, несмотря на моё противление православию

Вначале православие было для меня сплошной чёрной полосой в истории и современности. В основном, я держалась на расстоянии - вообще от христианства, но особенно - от православия. Лицом православия для меня были злые бабки в церкви; суеверные, недалёкие, туповатые и агрессивные люди, навязывающие "свою веру"; косная система, не терпящая разномыслия, не говоря уж о свободе; абсурдное представление о мире, в которое "уверовать" никак невозможно человеку, если ему не чужда хотя бы толика здравого смысла. Всё перечисленное - было для меня  визитной карточкой православия. Так, наверное, и оставалось бы; если бы на моём горизонте не появлялись периодически православные верующие, которые были ИСКЛЮЧЕНИЕМ из этого правила, то есть в сложившуюся у меня картину "христианского жития" и образ "воцерковлённого человека" совершенно не вписывались.

Махнач

Первым таким ИСКЛЮЧЕНИЕМ стал историк Владимир Махнач. О нём я  довольно много писала... Он был первым, кто на заре демократических реформ, в учебной аудитории, внятно излагал догматы веры - так, что  становился виден их смысл, а не только сплошное "мракобесие". Высокая образованность и интеллект Махнача - всё это исключало сравнение его с туповатыми недалёкими людьми и злыми бабками в церкви. Вера Махнача была красива.  Хотя в 90-е я её не приняла. Но она мне понравилась. Горячая, пламенная вера Махнача. Стремление к Огню. И эта вера - во Христа.

Пусть  Махнач был чудаковат.  С праздником Жён Мироносиц девушек поздравлял, принципиально игнорируя 8 марта. Пусть  кое-что в его убеждениях отталкивало.  Например, то, что он принципиально отстаивал  необходимость порки детей, иронично при этом замечая, что, мол, раньше по доктору Споку не воспитывали. Мне и в студенческое время либеральные воззрения были ближе, поэтому такая позиция историка  отталкивала.  Однако она не затмевала главного в Махначе - образ другого верующего, умного, образованного, свободного духом.  

"Монах в купе поезда"

Вторым ИСКЛЮЧЕНИЕМ стал "монах в купе поезда". Эта  случайная и в общем-то, мимолётная встреча - захожу в купе, а там человек в монашеских одеждах - но она оставила глубокий след в душе. Ограничивалась встреча лишь несколькими часами поездки. На тот момент встреча даже не показалась значимой, поскольку православие меня не интересовало вовсе. Просто запомнился этот человек. 

Я ехала  в Петербург. И вот, посчастливилось мне и моим соседям  оказаться в одном купе с монахом. Возможно, он священник. Я и сейчас не настолько разбираюсь в тонкостях. Этот человек одет был в рясу. По дороге он рассказывал, по чьему благословению он принял священство (или монашество?). Он называл имена, монастыри... Я тогда была  далека от церковного мира;  к сожалению, не очень внимательно слушала, и мало что запомнила из рассказа "монаха в купе поезда" . Запечатлелось в памяти другое  другое. Можно сказать, то, как он себя вёл - внимательно, предупредительно, с добротой к людям; и вместе с тем - просто,  скромно, очень сдержанно. Предложил мне, например, обменяться полками - у меня, по билету, была верхняя, у него - нижняя. Всё это нисколько не навязчиво - ни в плане "проповеди веры", ни в плане  заботы о людях. Так, просто: "Да - да, нет - нет."

 Самое главное - это Свет. Свет, который от него исходил. Вот что запомнилось. При всей обыденности его действий. При том, что он не говорил ничего особенного. Да! Он мне задал один  хороший вопрос. Простой, но прямо в точку. Когда я сказала, что курю, монах спросил: "Что Вас заставило?"

Политик Андрей Савельев

С председателем партии "Великая Россия" Андреем Савельевым я познакомилась, разыскивая учеников Махнача. Одним из учеников  уважаемого историка оказался депутат Госдумы четвёртого созыва.

Известие о смерти Махнача пришло внезапно. Оно потрясло. Владимир Леонидович был ещё совсем нестар - чуть-чуть за шестьдесят. Трудно оказалось принять, что его уже нет в земном плане. Как будто бы не верилось.

Три года спустя я вернулась к лекциям Махнача, в которых он щедро делился своими знаниями по истории России. Увидеть Махнача лично, к сожалению, уже не представлялось возможным. Однако, слушая записи лекций, я в каком-то смысле заново открыла для себя Махнача. В них звучало то, чего Махнач в 90-е не говорил, либо касался вскользь. Я узнала, что историк вдохновил на политическую деятельность в ключе идей и ценностей русской традиции одного человека, который стал довольно известным.  Это Андрей Николаевич Савельев, депутат Моссовета в начале 90-х и депутат Государственной Думы в 2003 -2007 годах. 

Так я нашла ученика Махнача -  Андрея Савельева. Он стал третьим ИСКЛЮЧЕНИЕМ. Андрей Николаевич - верующий, православный христианин. В отличие от множества  православных верующих, которых встречала ранее, он сразу вызвал уважение и симпатию. Придерживаться монархических взглядов в ХХI веке значит плыть против течения.  Одна из первых передач с участием Андрея Савельева, которую я посмотрела - дискуссия либерала  и монархиста.  Андрей Николаевич отстаивал монархическую позицию. Мне это сразу понравилось. Человек, который последовательно отстаивает монархическую позицию - живёт так, действует по своим убеждениям - способен к служению и преданности. Это человек чести. Благородный человек.

Да, это самое главное - благородство, честь, красота души. Идея восстановления монархии сейчас, в лучшем случае, второе.  Андрей Николаевич, плюс к сказанному, умный и хорошо образованный человек. Махнач говорил, что по-настоящему образованных людей он встречал только среди верующих; и в какой-то мере это способствовало его обращению к православию. Здесь важна, видимо, не только некая сумма структурированных знаний, а прояснённый ум. Светлый, ясный ум, какой появляется лишь тогда, когда душа и воля человека обращены к Богу.  Андрей Савельев - прекрасный тому пример. Пример такого, образованного православного человека. 

Так, Андрей Николаевич стал ещё одним православным христианином, вызывающим уважение. Ещё одним ИСКЛЮЧЕНИЕМ.

 

"Толстый диакон" Андрей Кураев

Отец Андрей Кураев сам себя как-то назвал, в интервью, публично - "толстым диаконом", поэтому я тоже - дерзну. Мне нравится этот эпитет - "толстый диакон". Тучка.  Для меня в нём нет никакого небрежения.  Наоборот. Так вот, отец Андрей Кураев не просто стал четвёртым ИСКЛЮЧЕНИЕМ, а он меня привёл в православие; в основном - посредством миссионерских проповедей и лекций по богословию.

Заслуга отца Андрея огромна. Это подлинная просветительская работа, на мой взгляд. Многим ли довелось учиться в семинарии? А ведь о. Андрей читает лекции для широкой публики, в общем, такие же, как и для семинаристов. Лекции для семинаристов о. Андрея  есть в публичном доступе - можно сравнить! 

Понятно, что будет разница. Лекции для семинаристов более концентрированные - там только богословское содержание. Тогда как в лекциях для публики много мыслительных ответвлений, жизненных примеров, юмора... И обращены лекции к  неоднородным целевым аудиториям - семинаристы, студенты светских ВУЗов, научная и творческая интеллигенция, любители рок-музыки, последователи христианских и не христианских сект... И возрастные группы неодинаковы. Миссионерские приёмы о. Андрея, вероятно, тоже различаются. Однако, в основной сути, разницы нет никакой. Чему учили самого о. Андрея в молодости, что он сам в семинарии постиг - то и преподаёт, студентам ли, широкой публике, атеистам или сектантам. Без всякого "эзотерического" лукавства повествует о вере. И это честно уже на уровне подхода.

А что это ещё даёт? Плюс к тому, что быть честным - просто хорошо. Любой человек может принять веру осознанно, а не уверовать  слепо во что-то, с чем плохо знаком. Или, наоборот, столь же осознанно, может веру не принять и решиться избрать какой-то другой путь. В этом я вижу настоящее просвещение. 

Есть две идеи, из проповедей отца Андрея, которые для меня стали ключевыми. Именно, для принятия решения о крещении в православную веру.

Первая идея. Поскольку Бог - Творец, и  материального мира, и мира невидимого, и человека, настоящая свобода (преодоление границ материального мира) возможна только - с Богом-Творцом. Никакие другие представления о мире к такой свободе не приведут - ни оккультные, ни языческие, ни буддистские, ни, тем более, вульгарный материализм и атеизм. Оккультные не приведут, потому что там центральная идея пантеистическая - единение человека с миром, природой. Эта философия приводит, скорее, к обратному - к несвободе. Язычество - это, в том или ином варианте, поклонение силам природы. В буддизме, хотя вроде бы и ставится такая цель - преодоление границ материального мира, освобождение от желаний, страстей; однако сам этот путь - в пустоту. И, наконец, безбожный "научный материализм", по определению, не приводит к свободе, потому что и не мыслит ни мира, ни человека вне материи и за её границами. Да, всё-таки очень мало " абсолютных материалистов". Мало таких людей, у которых полностью отсутствует чувство "высшего измерения", выходящего за границы материального, нездешнего; Бога. Но сама материалистическая философия, пусть и в соединении с серьёзным научным знанием, к свободе не ведёт. 

Вторая идея. Христос как раз и выполняет ту роль, которую приписывают в оккультизме "Учителям человечества". Это  не напрямую из лекций отца Андрея (он  ничего хорошего в оккультизме обычно не находит, поэтому вряд ли бы  так сказал); но это следует из некоторых его суждений. Не буду здесь подробно останавливаться на них останавливаться. Идеи можно найти в тех лекциях о. Андрея, где он сравнивает традиционное восточное мировоззрение (скажем, индуистское) и западное. И, в частности, отвечает на вопрос - "Почему индусов никак не обрадует ещё одна, а, тем более, несколько инкарнаций; а западного человека, наоборот, обрадует?" Так вот, именно эта "индуистская" цель достигается во Христе - свобода от пут материального мира. Хотя терминология не христианская, но, по сути, это то , что происходит. Освободиться от пут материально мира - это, в частности, вырваться из цепочки причинно-следственных связей (то есть "кармы"). Это как раз то, ради чего в довольно известной версии оккультизма - теософии, призывают "искать Учителя", "искать путь", или заслужить встречи с высоким Учителем, создавая причины своими действиями, служением и т. п. Всё гораздо проще.  Именно эта цель и достигается принятием Христа (как Спасителя). В то же время, принятие Христа никак не противоречит идее служения.

Это две идеи, которые побудили меня вначале - рассматривать всерьёз, а затем - принять православие.

В заключение

Между этими встречами - годы.

Махнача я впервые увидела, кажется, в 1989 году.  Я тогда ещё училось в школе. Хотя догматы веры он поведал несколько позже.

Встреча с "монахом в купе поезда" - это примерно 2008 или 2009 год. Я нередко обращалась к Евангелию, но православие меня не интересовало. А тот человек - он как будто "сошёл со страниц Евангелия".

С Андреем Савельевым  я познакомилась в 2011 году, и тогда же узнала о его партии "Великая Россия". Мы всерьёз поругались  из-за православия. Я считаю,  это не плохо, а даже очень хорошо - поссориться всерьёз не из-за какой-нибудь ерунды, а из-за веры. И о. Андрей по завершении своих лекций, переходя к ответам на вопросы, так обращается к аудитории: "А теперь давайте ругаться..." Это философски!

К лекциям диакона Андрея Кураева я начала прислушиваться  примерно в октябре или в ноябре 2013 года; и тогда же прочитала его книги "Сатанизм для интеллигенции" и "Кто послал Блаватскую?". О его работах с критикой теософии я слышала задолго до 2013 года; но какое мне было дело до того, что пишет православный...

Вот эти встречи и открытия. В разное время. В различных жизненных ситуациях. Но их связывает одна неуловимая, невидимая нить. О чём можно сказать - неисповедимы пути Господни.

 

472297

Часовня преподобного Феодосия Кавказского  на  хуторе Горный Краснодарского края. 

-----------------------
24.02.2014

- - - - - - - - - - - -

Отредактирована 06.10. 2019

Теги Бог Владимир Леонидович Махнач Махнач православие Кто послал Блаватскую Андрей Кураев Андрей Савельев Сатанизм для интеллигенции
Обратная связь
Отправьте заявку на текст!
Контакты
Телефон: